Тема урока: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения». Цель урока: разъяснить понятие бинарное соединение, сформировать понятие об оксидах и практическом значении отдельных оксидов. Познакомить с важнейшими летучими водородными соединениями и нелетучими – гидридами. Оборудование: образцы оксидов, фильм «Вода». План урока.
Ход урока. Цель нашего урока познакомиться с важнейшими бинарными соединениями. Но сначала уясним термин бинарные: «би» - это два, мы будем говорить о соединениях, состоящих из двух элементов. Класс разбивается на шесть групп и каждая группа получает задание на карточках, чтобы добиться поставленной цели. 1группа выясняет, что такое оксиды, их названия, агрегатное состояние и практическое задание выбрать оксиды из данного перечня веществ: ZnCl2, H2S, CO2, CuO, NH3, Na2O, Na3N, MnS, N2O5, Cu2O, NO
2 группа рассказывает о важнейшем жидком оксиде – воде. Фрагмент стихотворения: Безбрежная синь океанов и тихая заводь пруда Струи водопада и брызги фонтана И все это просто вода.
Сообщение учащегося на тему «Распространение воды на Земле и ее значение» Вода - это самое распространенное вещество на Земле. Три четверти поверхности планеты покрыта морями, океанами, реками и ледниками. Вода содержится в земной коре, образуя подземные озера. Считают, что на Земле 1500 млн км3 воды. Она входит во все живое. За сутки человек использует 8 литров питьевой воды. Вода используется человеком во всех сферах его деятельности: медицине, сельском хозяйстве, металлургии, пищевой промышленности. Вода совершает круговорот в природе.
Демонстрируется фрагмент фильма «Вода».
3 группа рассказывает о газообразных оксидах: углекислом газе и угарном газе. Углекислый газ содержится в воздухе 0,03 % по объему. Это газ без цвета и запаха, он выделяется при горении и дыхании, участвует в одном из важнейших процессов на Земле фотосинтезе. Применяется в огнетушителях, при газировании воды, в твердом виде углекислый газ называют сухой лед и он используется при хранении продуктов.
Угарный газ без цвета и запаха, очень ядовитый, образуется при неполном сгорании угля, дров, соединяется с гемоглобином в крови и человек умирает от кислородного голодания, если в помещении содержится угарный газ. Но этот газ имеет большое значение, являясь хорошим восстановителем в металлургических процессах. Являясь горючим газом, он используется в газогенераторах.
4 группа рассказывает о твердых оксидах. Оксид кремния – речной песок. Используется в производстве стекла и цемента, а крупные его кристаллы – кварц, горный хрусталь, аметист, опал, агат, яшма – это полудрагоценные камни. Оксид кальция –негашеная известь. Используется в строительстве для получения соды. Оксид алюминия входит в состав глин. Мелкозернистые кристаллы его обладают большой твердостью, используется при изготовлении наждачной бумаги, а крупные окрашенные кристаллы – рубины и сапфиры.
5 группа рассказывает о летучих водородных соединениях. На карточке задание: 1 Элементы каких групп образуют летучие водородные соединения. 2 Как найти степень окисления элементов в летучем водородном соединении. 3 Составить формулу летучего водородного соединения хлора, азота, фосфора, серы.
Сообщение о хлороводороде. Аммиак, его свойства и значение.
6 группа рассказывает о нелетучих водородных соединениях гидридах. Задание на карточке: 1 Какие вещества называются гидридами. 2 Какую степень окисления проявляет водород в этих соединениях. 3 Химическая связь гидридов.
Заключительное слово учителя: На сегодняшнем уроке мы изучили важнейшие бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения и узнали об их значении в жизни человека.
Домашнее задание: параграф 18, упражнение 3.
|
|
|
|
© scheckuochihina |