Тема урока: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».

Цель урока: разъяснить понятие бинарное соединение, сформировать понятие об оксидах и практическом значении отдельных оксидов. Познакомить с важнейшими летучими водородными соединениями и нелетучими – гидридами.

Оборудование: образцы оксидов, фильм «Вода».

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Домашнее задание.

Ход урока.

Цель нашего урока познакомиться с важнейшими бинарными соединениями. Но сначала уясним термин бинарные: «би» - это два, мы будем говорить о соединениях, состоящих из двух элементов.

Класс разбивается на шесть групп и каждая группа получает задание на карточках, чтобы добиться поставленной цели.

1группа выясняет, что такое оксиды, их названия, агрегатное состояние и практическое задание выбрать оксиды из данного перечня веществ:

ZnCl2, H2S, CO2, CuO, NH3, Na2O, Na3N, MnS, N2O5, Cu2O, NO

 

2 группа рассказывает о важнейшем жидком оксиде – воде.

Фрагмент стихотворения:

Безбрежная синь океанов и тихая заводь пруда

Струи водопада и брызги фонтана

И все это просто вода.

 

Сообщение учащегося на тему «Распространение воды на Земле и ее значение»

Вода  - это самое распространенное вещество на Земле. Три четверти поверхности планеты покрыта морями, океанами, реками и ледниками. Вода содержится в земной коре, образуя подземные озера. Считают, что на Земле 1500 млн км3 воды. Она входит во все живое. За сутки человек использует 8 литров питьевой воды. Вода используется человеком во всех сферах его деятельности: медицине, сельском хозяйстве, металлургии, пищевой промышленности. Вода совершает круговорот в природе.

 

Демонстрируется фрагмент фильма «Вода».

 

3 группа рассказывает о газообразных оксидах: углекислом газе и угарном газе.

Углекислый газ содержится в воздухе 0,03 % по объему. Это газ без цвета и запаха, он выделяется при горении и дыхании, участвует в одном из важнейших процессов на Земле фотосинтезе. Применяется в огнетушителях, при газировании воды,  в твердом виде углекислый газ называют сухой лед и он используется при хранении продуктов.

 

Угарный газ без цвета и запаха, очень ядовитый, образуется при неполном сгорании угля, дров, соединяется с гемоглобином в крови и человек умирает от кислородного голодания, если в помещении содержится угарный газ. Но этот газ имеет большое значение, являясь хорошим восстановителем в металлургических процессах. Являясь горючим газом, он используется в газогенераторах.

 

4 группа рассказывает о твердых оксидах.

Оксид кремния – речной песок. Используется в производстве стекла и цемента, а крупные его кристаллы – кварц, горный хрусталь, аметист, опал, агат, яшма – это полудрагоценные камни.

Оксид кальция –негашеная известь. Используется в строительстве для получения соды.

Оксид алюминия входит в состав глин. Мелкозернистые кристаллы его обладают большой твердостью, используется при изготовлении наждачной бумаги, а крупные окрашенные кристаллы – рубины и сапфиры.

 

5 группа рассказывает о летучих водородных соединениях.

На карточке задание:

1 Элементы каких групп образуют летучие водородные соединения.

2 Как найти степень окисления элементов в летучем водородном соединении. 

3 Составить формулу летучего водородного соединения хлора, азота, фосфора, серы.

 

Сообщение о хлороводороде. Аммиак, его свойства и значение.

 

6 группа рассказывает о нелетучих водородных соединениях гидридах.

Задание на карточке:

1 Какие вещества называются гидридами.

2 Какую степень окисления проявляет водород в этих соединениях.

3 Химическая связь гидридов.

 

Заключительное слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы изучили важнейшие бинарные соединения – оксиды и летучие водородные соединения и узнали об их значении в жизни человека.

 

 

Домашнее задание: параграф 18, упражнение 3.

 

© scheckuochihina

Конструктор сайтов - uCoz